Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве

Адвокат по уголовным делам

Московской коллегии адвокатов «ИнКонсАлт»
Расулов Владимир Бейбутович

Услуги адвоката по уголовным делам в Москве, России, за границей

стаж 30 лет конфиденциально Москва, срочно, круглосуточно 24 часа
Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве

Контрабанда

Страницы:
1 2 3 4 5 6

Согласно ст. 16 Таможенного кодекса обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, как правило, несут: 1) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, - российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена; 2) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом: лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации; иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с Таможенным кодексом для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем. Согласно таможенному кодексу подп.12 п.1 ст.11, под лицами в Таможенном кодексе понимаются юридические и физические лица; под российскими лицами понимаются юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей (подп.13 п.1 ст. 11 ТК РФ); под иностранными лицами понимаются - лица, не указанные в подпункте 14 пункта 1 ст. 11 ТК РФ Лицо, перемещающее товар помимо таможенного контроля, действует вне рамок таможенного законодательства. Оно игнорирует предписания закона, предусматривающие необходимость совершения ряда таможенных операций для выпуска товаров и соответственно не вступает в указанные правоотношения с таможенными органами. Такое незаконное перемещение позволяет рассматривать субъекта преступления как общего. Иные формы контрабанды, когда лицо, перемещающее товар, действует в рамках установленных таможенных процедур, но нарушает правила их проведения, например при недостоверном декларировании или использовании поддельных документов, свидетельствуют о наличии в составе преступления признаков специального субъекта. Правовая регламентация статуса участников деятельности по перемещению товаров через таможенную границу позволяет выделить отдельные категории лиц, а, следовательно, в соответствии с ними можно дифференцированно подойти и к субъекту контрабанды при его анализе. Более того, сделать это необходимо, поскольку роль и место каждого из субъектов перемещения при наличии признаков преступления определяет основы применения института соучастия в преступлении. Учитывая бланкетный характер данного преступления можно выделить данные признаки применительно к различным категориям официально перемещающих предметы лиц, как то: декларант, перевозчик, таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению. Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 15 п.1 ст. 11 ТК РФ). В качестве декларанта имеют право выступать указанные в ст. 16 ТК лица, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации. При этом декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу: - физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; - иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 Кодекса; иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; - иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита; - иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо. При определении надлежащего субъекта ответственности по ст. 188 УК РФ необходимо в первую очередь определить на ком лежит обязанность по декларированию товаров. При перемещении товаров физическими лицами обязанность по их декларированию лежит на конкретном физическом лице, которое и перемещает эти товары, за исключением случаев, когда товары несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим, а при организованном выезде (въезде) и обратном въезде (выезде) группы несовершеннолетних лиц - руководителем такой группы. Несопровождаемый багаж может декларироваться также другим лицом, действующим по доверенности, (ст. 286 ТК РФ). При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан: • подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения; • по т р е б о ванию т аможенно го о р г ана п р е д ъ я в и т ь декларируемые товары; • уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с требованиями Таможенного кодекса. Умышленное неисполнение или ненадлежащее исполнение декларантом предусмотренных Таможенным кодексом обязанностей, в случае если соответствующие действия привели или могли привести к неправомерному выпуску товаров, то есть содержат признаки объективной стороны состава контрабанды, позволяют рассматривать декларанта в качестве специального субъекта контрабанды. Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств (подп. 16 п.1 ст. 11 ТК РФ). Отдельной категорией перевозчиков, пользующейся определенными льготами по порядку перевозки товаров, являются таможенные перевозчики, которыми могут быть российские юридические лица, включенные в Реестр таможенных перевозчиков (ст.93 ТК РФ). Их деятельность, отношения с таможенными органами регулируются главой 11 Таможенного кодекса. Условиями включения в Реестр таможенных перевозчиков являются: 1) осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет; 2) обеспечение уплаты таможенных платежей в размере не менее 20 миллионов рублей; 3) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности лицензируется в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) владение (нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде) используемыми для перевозки товаров транспортными средствами, в том числе транспортными средствами, пригодными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями (статья 84 ТК); 5) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей. В соответствии со ст. 97 Таможенного кодекса таможенный перевозчик обязан: 1) соблюдать условия и требования, установленные Кодексом в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем; 2) вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом; 3) уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 90 Таможенного кодекса (недоставка иностранных товаров в таможенный орган назначения при внутреннем таможенном транзите); 4) соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора. Перевозчик после пересечения таможенной границы обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, установленные в соответствии с законодательством (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации. При прибытии (до убытия - при вывозе) товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные Таможенным кодексом, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка (автомобильный, морской (речной), воздушный, железнодорожный). Если соответствующие документы не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме. От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению. Перевозчик (таможенный перевозчик) - физическое лицо, действующее в рамках предоставленных перевозчику полномочий, может выступать в качестве специального субъекта контрабанды в случаях, когда умышленное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по перемещению товаров через таможенную границу, в том числе по совершению необходимых действий по представлению документов и т. п., повлияло или могло повлиять на принятие решения о выпуске товаров, то есть содержит необходимые для квалификации признаки объективной стороны преступления. Таможенный брокер (представитель) - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом (подп. 17 п.1 ст. 11 ТК РФ). Основные положения, регламентирующие правовой статус таможенного брокера (представителя), содержатся в статье 139 ТК РФ. Положения данной статьи описывают основные признаки таможенного брокера (представителя), определяют краткое содержание его деятельности, а также устанавливают основные права таможенных брокеров (представителей) по определению сферы своей деятельности. В соответствии с п.1 данной статьи лицо может быть таможенным брокером (представителем) в случае соответствия следующим критериям: 1) таможенный брокер (представитель) должен быть юридическим лицом. Данное требование порождает обязанность данного лица соблюдать все формальности, предусмотренные гражданским законодательством РФ, включая обязанность государственной регистрации и получения соответствующего свидетельства; 2) таможенный брокер (представитель) должен быть российским юридическим лицом. С учетом положений подп.13 п.1 ст.11 ТК РФ в качестве российского юридического лица рассматриваются юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством РФ; 3) таможенный брокер (представитель) должен быть включен в соответствии с установленным порядком в Реестр таможенных брокеров (представителей) и иметь соответствующее свидетельство. Аналогичное требование содержится в ст.19 ТК РФ. Согласно ст. 144 ТК РФ обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении определены требованиями и условиями, установленными Таможенным кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера (представителя) обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом возлагаются только на лицо, несущее обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров (ст. 16 ТК), перевозчика либо иное лицо. 1. Характеризуя круг обязанностей, указанных в ст. 144, нужно иметь в виду, что: 1) они перечислены в ст. 144 не исчерпывающим образом: о других обязанностях таможенного брокера сказано, например, в ст. 139, 358-365, 337-347 ТК; 2) круг обязанностей таможенного брокера во многом зависит от: а) вида таможенных операций, которые он должен совершить; б) от вида таможенного режима, под которым помещаются товары; в) от вида таможенных процедур, которые должны быть. Таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, на логи, е сли содержание т аможенного режима , определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант. Таможенный брокер (представитель) обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях. Условиями включения в Рее стр т аможенных брокеров (представителей) являются: - наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат, где специалист по таможенному оформлению – физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению. Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного брокера (представителя); - наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя; - обеспечение уплаты таможенных платежей в размере не менее 50 миллионов рублей; - наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей. Специалист по таможенному оформлению - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению (ст. 146 ТК РФ). Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного брокера (представителя), о котором как специальном субъекте было сказано выше. Проанализированные признаки специального субъекта контрабанды определяются в Таможенном кодексе. Однако, ряд дополнительных признаков субъекта установлен непосредственно в диспозиции ст. 188 УК РФ, а именно в п. б ч. 3 ст. 188 УК, предусматривающем ответственность за квалифицированный состав контрабанды, т.е. это деяние предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, совершенные: должностным лицом с использованием своего служебного положения; Повышенная общественная опасность контрабанды, совершенной должностным лицом, заключается в том, что, злоупотребляя своим служебным положением, это лицо создает благоприятные условия для бесконтрольного незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу либо активно способствует такому перемещению92 . Для анализа специального субъекта контрабанды необходимо рассмотреть ряд его признаков, определяющих, во-первых, понятие должностного лица и, во-вторых, понятие использования служебного положения. Подвергая анализу такое понятие как должностное лицо, следует отметить, что данное понятие не имеет на сегодняшний день достаточно четкой нормативной регламентации. Термин «должностное лицо» широко используется как в уголовном кодексе, так и в других отраслях права, например, в административном и 92 Сучков И.Ю. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской федерации – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. С.249. таможенном праве. Вполне естественен в данной связи вопрос: кто может являться субъектом преступления по п. б ч. 3 ст. 188 УК РФ? Уголовный кодекс ответа на поставленный вопрос не дает. В настоящее время действующая уголовно-правовая норма, устанавливающая ответственность за контрабанду, не смотря на юридическую «неполноценность» предполагает в качестве наиболее обоснованной версии толкования «должностного лица», ту, которая сформулирована в примечании к ст. 285 УК РФ. Поскольку понятие «должностного лица» раскрыто только в этой норме и уголовный закон не предусматривает иных вариантов, представляется, что именно этой нормой необходимо руководствоваться при квалификации контрабанды со специальным субъектом. Согласно примечанию к ст. 285 УК, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непо средственного исполнения полномочий государственных органов. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями. Содержание признаков должностного лица раскрывается в частности в Постановлении Пленума ВС РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».93 К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению 93 БВС N 4, 2000 г. безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями). Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.). Однако понятие "должностное лицо", используемое в ч. 3 ст. 188 УК РФ, является более узким по содержанию, чем понятие должностного лица, определение которому дано в примечании к ст. 285 УК РФ. По смыслу ч. 3 ст. 188 УК РФ такое должностное лицо помимо общих признаков должно быть наделено какими-либо служебными полномочиями в отношении перемещаемого через таможенную границу товара или иного предмета. К таковым, в частности, могут быть отнесены должностные лица федеральной таможенной службы и подчиненные ей таможенные органы (ст. 11, 402 ТК РФ), наделенные полномочиями таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии со ст. 403 ТК РФ, а также должностные лица, в служебные обязанности которых входит осуществление как таможенного, так и пограничного контроля за перемещением предметов через таможенную (государственную) границу РФ. Подтверждением этому является содержание п. 9 ст. 30 Закона "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г., возложившей на пограничные войска обязанность задерживать в отсутствие таможенных органов обнаруженные ими при пограничном контроле незаконно перемещаемые через государственную границу оружие, боеприпасы, наркотические средства, валюту, валютные ценности и другие товары.94 В таких случаях должностные лица пограничных войск выполняют функции таможенной службы и, следовательно, являются субъектами контрабанды по квалифицирующему признаку "использование должностным лицом своего служебного положения", если свое служебное положение эти лица направляют на обеспечение незаконного перемещения товаров или иных предметов через государственную (таможенную) границу Российской Федерации.95 Таким образом, должностным лицом следует считать лицо, обладающее перечисленными выше признаками. Специальным же субъектом контрабанды, как отмечалось выше, может являться только то должностное лицо, которое совершило преступление с использованием своего служебного положения. Под должностным лицом в пункте "б" части 3 статьи 188 УК РФ следует понимать должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, а также других должностных лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя 94 См.: Закон "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. "Российская газета" от 4 мая 1993 г. N 84. 95 Сучков И.Ю. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской федерации – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. С.254. власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.96 К указанным лицам, в частности, относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании статьи 386 Таможенного кодекса Российской Федерации от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.97 Руководители коммерческих или иных организаций независимо от формы собственности и иные лица, выполняющие управленческие функции в таких организациях (например, в организации, являющейся таможенным перевозчиком или таможенным брокером), виновные в совершении контрабанды, при отсутствии квалифицирующих признаков подлежат ответственности по части 1 или части 2 статьи 188 УК РФ.98 Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по статье 285 УК РФ.99 Действия организаторов, подстрекателей и пособников контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного 96 См.: п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» 97 Там же 98 Там же. 99 См.: п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» положения, квалифицируются по соответствующей части статьи 33 УК РФ и пункту "б" части 3 статьи 188 УК РФ.100 Если, не будучи исполнителем контрабанды, должностное лицо участвует в совершении контрабанды иными лицами, его действия (бездействие) подлежат квалификации по соответствующим частям статей 33 и 188 УК РФ (в зависимости от вида соучастия, предмета контрабанды и наличия квалифицирующих признаков), а также по соответствующим статьям главы 30 УК РФ, если содеянное содержит все признаки состава какого-либо преступления, предусмотренного этой главой.101 В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о том, что понимается под использованием служебного положения. Для решения вопро с а о спо собе толкования признака «использование должностным лицом своего служебного положения» уместно сослаться на постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге". В п. 10 постановления отмечалось, что в соответствии с законом должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. В связи с этим, «в целях обеспечения высокого качества судебного разбирательства судам необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие...»102. Приведенное в постановлении толкование рассматриваемого признака представляется наиболее обоснованным, оно соответствует буквальному значению 100 Там же. 101 Там же. 102 См.: п. 8 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. №4. понятия «использование служебного положения», а, следовательно, и закону. Таким образом, использование должностным лицом своего служебного положения, как признак специального субъекта контрабанды, необходимо рассматривать как действия исполнителя преступления - должностного лица, в пределах своей служебной компетенции в соответствии с занимаемой должностью. В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по части 4 статьи 188 УК РФ квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).103 В тех случаях, когда лицо, имеющее право владения и пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации, фактически осуществляло их перемещение через таможенную границу Российской Федерации способами, перечисленными в части 1 статьи 188 УК РФ, через подставное лицо (например, через безработного, который формально был указан в учредительных документах как руководитель организации, совершающей юридически значимые действия с товарами, находящимися под таможенным контролем), его действия следует квалифицировать по статье 188 УК РФ как действия исполнителя данного преступления, а действия иного лица в силу части 4 статьи 34 УК РФ - как его пособника, 103 См.: п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» если он сознавал, что участвует в совершении контрабанды, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.104 4.2. Уклонение от уплаты таможенных платежей Одним из самых сложных вопросов при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, является вопрос, связанный с определением субъекта преступления, чему имеется несколько причин, в том числе отсутствие определение понятия субъекта данного преступления в уголовном праве, указание в ст. 194 УК РФ на то, что таможенные платежи взимаются с организации или физического лица, бланкетность ст. 194 УК РФ, неопределенность понятия субъекта таможенных платежей в Таможенном кодексе РФ, различное понимание субъекта правонарушения в Уголовном кодексе РФ и Таможенном кодексе РФ. Понятие субъекта преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, вытекает из содержания названия «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица». Однако, субъектом этого преступления являются лишь физические лица: российские, иностранные граждане, а также лица без гражданства, вменяемые и достигшие 16-летнего возраста. Плательщиками таможенных платежей (налоговыми субъектами) в РФ являются юридические и физические лица. Это предприятия и организации, включая созданные на территории РФ предприятия с ино странными инвестициями; международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; финансовые и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счёт в банках; предприятия и организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую или некоммерческую деятельность в РФ через постоянные представительства. Субъектами данного 104 См.: п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» преступления могут являться и лица, указанные в ТК РФ 2003 г.: владельцы складов временного хранения и таможенных складов, владельцы магазинов бе спошлинной торговли, руководители таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и другие лица. Субъектами данного преступления могут быть как граждане РФ, так и иностранцы, либо лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые. К ним могут относиться: 1) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; 2) иные физические лица, которые в силу требований таможенного законодательства РФ обязаны в установленные сроки уплачивать таможенные платежи таможенному органу; 3) должностные лица и иные работники российских и иностранных юридических лиц. По поводу определения физического лица - субъекта преступления - в УК РФ разногласий нет (вменяемое лицо, достигшее 16 лет). Однако при этом не учитывается, что обязанность уплаты таможенных платежей возникает у лица как следствие его участия во внешнеэкономической деятельности, то есть, фактически, в гражданско-правовых отношениях. Согласно положениям гражданского права, участвовать в таких отношениях гражданин может, являясь не только правоспособным, но и дееспособным. Дееспособность заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Ст. 21 ГК РФ определяет, что дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста (за исключением некоторых специально оговоренных случаев, например, вступление в брак до достижения такового). Поэтому нельзя однозначно говорить, что субъектом преступления являются лица, достигшие 16-летнего возраста105. Недопустимо взимать налоги с недееспособного лица, который не может быть субъектом внешнеэкономической деятельности. К сожалению, данный вопрос не нашел своего отражения ни в Налоговом, ни в Таможенном кодексах. В соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда России от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» установлен круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, это руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по пункту "а" части второй статьи 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика. Иные служащие организации-налогоплательщика (организации плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части 105 См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 2 / Под ред. О.Ф. Шишова. - М., 1998. Т. 2. С. 141; Гильмутдинова Н.С., Ларичев В.Д. Проблемы совершенствования уголовного законодательства за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица // Государство и право. № 6. С. 45; Душкин С. Уклонение от уплаты таможенных платежей // Законность. 1998. № 2. С. 46; Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 48. статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления (часть пятая статьи 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части статьи 33 УК РФ и соответствующей части статьи 199 УК РФ. Помимо непосредственного субъекта, в таможенном деле применяется понятие лица, ответственного за уплату таможенных платежей. В зависимости от отдельных действий в отношении товаров, совершаемых при таможенном оформлении, эти лица могут меняться: 1. При применении таможенной процедуры «внутренний таможенный транзит», ответственность за уплату таможенных платежей несёт перевозчик (таможенный перевозчик); 2. При применении таможенной процедуры «временное хранение товаров», ответственность за уплату таможенных платежей несёт владелец склада временного хранения. 3. При совершении таможенных операций по таможенному оформлению товаров, ответственность за уплату таможенных платежей несёт декларант. Декларантом может быть только российское лицо. Иностранное лицо может выступать декларантом в случае перемещения товаров через таможенную границу РФ иностранными лицами, пользующимися льготами и в иных случаях в соответствии с ТК РФ 2003 г. При определении правового статуса декларанта необходимо обратить внимание на то, что декларант выполняет все обязанности и несёт в полном объёме ответственность, предусмотренную таможенным законодательством и законодательством РФ об административных правонарушениях. Если декларирование производится таможенным брокером, то он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. 4. При несоблюдении положений ТК РФ 2003 г. о выполнении требований и условий для применения таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты, налогов несёт лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. В льготных режимах ответственность за уплату таможенных платежей несут следующие лица: при использовании товара, помещённого под таможенный режим магазина беспошлинной торговли - владелец магазина; при использовании товара, помещённого под таможенный режим таможенного склада - владелец такого склада; при использовании товара, помещённого под таможенные режимы переработки - лицо, получившее разрешение (лицензию) на переработку; при использовании товара, помещённого под таможенный режим временного ввоза (вывоза) - декларант; при помещении товара под таможенный режим выпуска товара для внутреннего потребления, либо реимпорта, ответственность за уплату таможенных платежей наступает только в случае предоставления льгот в виде освобождения, тарифных преференций, отсрочки либо рассрочки уплаты. При этом льгота по уплате таможенных платежей (или конкретного вида таможенных платежей) должна носить целевой, а не товарный характер. Необходимо иметь ввиду, что поскольку все названные лица, ответственные за уплату таможенных платежей являются, как правило, юридич е с кими лицами ( з а ис к люч ением индивид уа л ьных предпринимателей, которыми иногда являются лица, перемещающие товары, а также физических лиц, перемещающих товары в упрощённом, льготном порядке не для коммерческих целей), то уголовной ответственности за соучастие будут подлежать должностные лица и иные работники указанных юридических лиц, если в их действиях усматриваются объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. Привлечение должностных лиц и иных работников юридического лица к уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ не освобождает само это юридическое лицо, в интересах которого совершено данное преступление, от административной ответственности в зависимости от обстоятельств правонарушения по одной из статей КоАП РФ (ст.ст. 16.1,16.2, 16.22). Изложенное позволяет выделить следующие обязательные условия, при наличии которых лицо может являться субъектом преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ: - наличие налогооблагаемого объекта; - обязанности лица по представлению в таможенный орган сведений о перемещении товара и уплате таможенных платежей с налогооблагаемых объектов. Такое преступление, как уклонение от уплаты таможенных платежей может совершаться только с прямым умыслом. Виновный желает уклониться от уплаты таможенных платежей в объёме, который относит деяние к преступному. Данная точка зрения является общепризнанной в юридической литературе. Хотя, необходимо отметить, что административное и налоговое право предусматривают и неосторожную форму вины при совершении таможенных и налоговых правонарушений. Для квалификации противоправных деяний по ст. 194 УК РФ не имеет значения, юридическое или физическое лицо было необоснованно освобождено от уплаты таможенных платежей, либо не уплатило их в установленный законом срок или в установленном порядке. Глава.5 Субъективная сторона контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей Субъективное содержание преступления, его внутренняя сторона, определяется психической деятельностью лица, непосредственно связанной с совершением преступления. Являясь субъективным основанием уголовной ответственности, субъективная сторона преступления характеризуется такими юридическими признаками как вина, мотив, цель и эмоции. Уголовно-правовое значение этих признаков дифференцируется в зависимости от конструкции конкретного состава преступления, который устанавливает как обязательные признаки, влияющие на квалификацию, разграничение сходных по объективным признакам преступлений, а так же преступного поведения от непреступного, так и факультативные признаки, необходимые для индивидуализации наказания. Вина как психическое отношение лица к совершаемому им преступному деянию и его последствиям является обязательным признаком любого состава пре ступления. Принцип вины или принцип субъективного вменения, закрепленный в ст. 5 УК РФ, обуславливает неразрывную связь между объективными признаками преступления вне зависимости от его специфики, и компонентом субъективной стороны- виной, определяя ее статус в качестве обязательного признака. Мотив, цель и эмоции, являясь факультативными признаками, могут выступать в качестве обязательных только в случае, если это прямо предусмотрено конкретной уголовно-правовой нормой Особенной части УК. 5.1. Контрабанда Для квалификации контрабанды мотив, цель и эмоции значения не имеют и могут учитываться только при индивидуализации наказания. Единственным обязательным признаком состава преступления, наличие которого создает субъективные условия уголовной ответственности за контрабанду, является вина. В настоящее время устоявшейся среди значительного числа ученых и практиков является позиция о невозможности косвенного умысла: 1) в преступлениях с формальным составом, 2) в преступлениях, состав которых включает указанную в законе цель, 3) в неоконченном преступлении (приготовлении и покушении), 4) в деятельности организатора, подстрекателя и пособника106. Вместе с тем теория и практика дает нам почву для дискуссии по обозначенному вопросу. Согласно ст. 25 УК РФ, которая ориентирована на преступления с материальным составом, интеллектуальный элемент вины выражается в осознании субъектом общественно опасного характера своего поведения и в предвидении возможности или неизбежности его общественно опасных последствий, а волевой элемент - в желании наступления таких последствий (прямой умысел) или в сознательном допущении этих последствий или в безразличном к ним отношении (косвенный умысел). Применительно же к формальным составам конструкция вины не излагается в законе. Решение вопроса об умысле в таких преступлениях выработано в теории уголовного права, где предлагается придавать 106 См.: Рарог А.И. Субъективная сторона и квалификация преступлений. М., 2001. С. 38. уголовно-правовое значение только отношению виновного лица к общественно опасному деянию107. Такое толкование законодательной терминологии, не составляет труда отметить, что соотношение интеллектуальных и волевых признаков умысла в преступлениях с формальным составом, при котором интеллектуальный элемент характеризуется осознанием лица общественно опасного характера своих действий, а волевой - желанием их совершить, предполагает только одну форму вины - в виде прямого умысла. В этом смысле контрабанда не является исключением и также как и любое другое преступление с формальным составом может быть совершена только с прямым умыслом. Отсутствие последнего исключает уголовную ответственность за незаконное перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации и требует квалификации по законодательству об административных правонарушениях. В литературе высказывалась и иная позиция относительно конструкции интеллектуального и волевого элементов вины в преступлениях с формальным составом. Так Б.С. Никифоров высказывал мнение о возможности в формальных составах иной вины. В частности он говорил, что в формальных преступлениях общественно опасный результат органически включается в действие. В подобных ситуациях совершение преступления есть вместе с тем и причинение результата, и предвидеть результат отдельно от действия в данном случае невозможно. В то же время, осознание в таком случае охватывает всю общественно опасную ситуацию108. Аналогичную точку зрения высказывал Немировский Э.Я. В частности он писал: "результат в сущности есть и при формальных 107 См., например: Комментарий к УК/ Под общ. ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. - М.: Издательство НОРМА, 2001, С.39-40; Курс уголовного права. Том 1. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. С. 317-318; Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева и А. В. Наумова. М.: Спарк, 2000. С.148. 108 См.: Никифоров Б.С. Об умысле по действующему законодательству. // Советское государство и право. 1965. С. 27. деликтах, но он сливается с бездействием или действием как мускульным движением, при материальных он отделим во времени от последнего и доступен человеческому восприятию"109 . Конечно, такие подходы вызывают критику со стороны ученых. В частности высказывается мнение, что поступок человека и его общественно опасное последствие — это совершенно различные разнопорядковые сущности, где первое - акт социально значимого поведения, второе — вредные изменения в объекте уголовно-правовой охраны, и что какое-либо слияние этих категорий невозможно ни теоретически, ни практически. Данные категории находятся в необходимой причинно-следственной связи. Так как в нормах Особенной части УК РФ отсутствует указание на те или иные общественно опасные последствия, по общепринятому правилу интеллектуальный элемент умысла заключается в осознании общественно опасного характера поведения субъекта а волевой - в желании его совершения. В тоже время, если человек принял осознанное решение на подобное поведение, например, контрабанду, то он и желает ее совершить ради своей цели (преодоления таможенного барьера). Лицо полностью осознает, что совершает именно этот противоправный поступок, и в подобной ситуации (особенно если учитывать возможные мгновенные варианты) уже не остается места для сознательного допущения уже совершенного. Ведь любое допущение наступления последствий (причинения вреда) предполагает определенную степень вероятности их наступления. Если решимость совершить деяние реализовалась в действительности, то вряд ли можно говорить о каком либо допущении (а значит незначительной вероятности, предположении). Данные положения дают основания об отсутствии косвенного умысла в преступлениях с формальным составом. При умышленном совершении контрабанды виновный осознает не только общественную опасность своего деяния, но и фактические обстоятельства, характеризующие криминогенную ситуацию. В поле 109 Немировский Э.Я. Основные начала уголовного права. Одесса. 1917. С. 167. осознания преступника входят характеристики предмета контрабанды, особенности таможенного режима, используемого (применяемого) в конкретном случае, порядок юридически значимых действий (процедур), которые необходимо совершить в целях перемещения интересующего предмета через границу, и т.п. Вместе с тем, возможны ситуации, когда осознание отдельных обстоятельств "таможенной ситуации" носит самый общий характер. Например, виновный не осознает в полной мере специальные характеристики предмета контрабанды. В подобном случае действует уже устоявшееся правило, согласно которому, отсутствие у виновного осведомленности о включении того или иного товара в перечень стратегически важных сырьевых товаров, не является основанием для освобождения его от ответственности за контрабанду такого рода товаров110. Определенные сложности возникают в теории и практике при определении мотива контрабанды и его юридическом значении. Мотив является психологическим побудителем к совершению поступка. Контрабанда относится к той группе составов преступлений в которых мотив и цель не указываются в диспозициях статей уголовного закона, они, как правило, влияния на квалификацию не оказывают, из чего в юридической литературе делается вывод, что контрабанда товаров или иных предметов может быть совершена по любым мотивам и для достижения любых целей. Однако все это не означает, что точное установление мотива и цели при расследовании контрабанды не играет существенной роли. Следует учитывать, что контрабанда как всякое умышленное преступление в каждом конкретном случае обусловливается тем или иным конкретным мотивом и определенной целью, в связи с чем их выявление и оценка органами следствия и судом имеют важное значение в определении общественной опасности содеянного, личности 110 См.: Гаухман Л.Д., Максимов СВ. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. М., 1996. С. 30-31. преступника, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на вид и размер наказания. Мотив и цель контрабанды должны обязательно устанавливаться и потому, что согласно ст. 61 и 63 УК РФ они могут служить основанием для признания совершения преступления при смягчающих или отягчающих вину обстоятельствах, а в отдельных случаях в соответствии со ст. 64 УК РФ должны быть учтены для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено в ст. 188 УК РФ111 . Стоит заметить, что среди ученых112 высказывалось мнение о возможности рассмотрения определенных мотиваций, объективных обстоятельств их подтверждающих как обстоятельств, исключающих преступность деяния, когда вред причиненный меньше вреда предотвращенного. Например, вопрос о крайней необходимости может возникнуть в ситуации, когда сокрытие от таможенного контроля валютных ценностей обусловлено их предельной достаточностью только на закупку за границей дефицитного лекарства близкому человеку, находящемуся в тяжелом со стоянии (то е сть, от сут ствуют дополнительные средства, для оформления необходимых таможенных (банковских) документов для легального вывоза валюты). Интересной является позиция Сучкова Ю.И. относительно субъективной характеристики контрабанды. Он считает, что действия лица, незаконно перемещающего или переместившего предметы контрабанды через таможенную границу Российской Федерации, могут квалифицироваться по ст. 188 УК РФ лишь в том случае, если будет неопровержимо доказано, что виновный при этом преследовал цель не только незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, но и обязательного вывоза контрабандных товаров 111 Сучков И.Ю. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской федерации – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. С.240. 112 Например, похожие рассуждения имеются у Яни П.С. Налоговое преступление. Статья вторая. Размер неуплаты. Субъекты ответственности. Вина. Гражданский иск. и т. п. на территорию иностранного государства или, наоборот, их ввоза на территорию Российской Федерации для реализации на внешнем или внутреннем рынке (продажи, передачи другим лицам или организациям безвозмездно и т. д.). При отсутствии такой цели как необходимого звена между моментом перемещения предметов через таможенную границу Российской Федерации и достижением конечного преступного результата названное деяние по степени своей общественной опасности не подпадает под признаки состава контрабанды и должно влечь за собой ответственность за нарушение таможенных правил113. Данная позиция представляется противоречивой и несоответствует непосредственному толкованию ст. 188 УК РФ, которая определяет контрабанду как формальный состав. То есть для того, чтобы указанное деяние считалось оконченным, необходимо лишь, чтобы лицо совершило обозначенное в законе деяние. Кроме того, автор изложенных аргументов несколько искажает понятие цели. Цель является элементом поведения и сознательной деятельности человека, характеризующим предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств114. В приведенной позиции предлагается рассматривать цель незаконного перемещения как обязательное условие наступления уголовной ответственности за контрабанду. Кроме этого раскрывается содержание этой цели - реализация контрабандных товаров на внутреннем или внешнем рынке. То есть, цель выступает мыслительным образом, наступление которой предполагается в результате конкретной деятельности лица и избранных им для осуществления такой деятельности средств. Следовательно, в контрабанде деятельностью (деянием) будет являться перемещение 113 См.: Сучков Ю. И., Таможенные преступления: Учеб. пособие / Калининград, 2000. С. 51. 114 См.: Трубников Н.Н. О категориях "цель", "средство", "результат". М., 1968. предметов через таможенную границу, а целью выступит результат, к которому стремится виновный, совершая преступление. По пункту "в" части 3 статьи 188 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.115 В том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом "в" части 3 статьи 188 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья.116 5.2. Уклонение от уплаты таможенных платежей При анализе субъективной стороны обратимся сначала к формам вины, которые предусматривает статья 24 УК РФ. Законодатель указывает две формы вины — совершение преступления умышленно либо по неосторожности. Как и все экономические преступления, указанный элемент исследуемого состава преступления характеризуется наличием только прямого умысла. Субъект сознает, что он тем или иным незаконным способом уклоняется от уплаты таможенных платежей либо в установленный срок не уплачивает причитающиеся с него или с юридического лица, чьи интересы он представляет, таможенные платежи в крупном размере (ч. 1 ст. 194 УК РФ) либо при наличии 115 См.: п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» 116 Там же. других квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 ст. 194 УК РФ, и тем не менее желает совершить именно такое противоправное деяние. Данная точка зрения является общепризнанной в юридической литературе. Хотя, необходимо отметить, что административное и налоговое право предусматривают и неосторожную форму вины при совершении таможенных и налоговых правонарушений. Различие между прямым и косвенным умыслом проводится на основе волевого признака, поскольку при прямом умысле субъект желает наступления преступных последствий, а при косвенном не желает, но сознательно допускает вероятность их наступления. В рассматриваемом составе преступления последствие выражается в виде непоступления в федеральный бюджет причитающихся сумм таможенных платежей. Но именно к этому и стремится преступник, удерживая в своём распоряжении денежные суммы, подлежащие уплате в качестве соответствующих таможенных платежей. О прямом умысле также свидетельствует грамматическое толкование термина «уклонение», предполагающее осознанное неисполнение обязанности, лежащей на лице. Уклоняясь от уплаты таможенных платежей, виновный осознаёт, что он полностью не вносит или вносит в неполном объёме таможенные платежи и желает этого. Для того, чтобы установить форму умысла, характерную для уклонение от уплаты таможенных платежей, требуется обратиться интеллектуальному и волевому элементам. Интеллектуальный раскрывает осознание лицом характера общественной опасности своего деяния, а также предвидение возможности или наступления общественно-опасных последствий. Волевой определяет желание лица наступления определенных преступных последствий. Анализ интеллектуального и волевого признаков свидетельствует о том, что при совершении уклонения от уплаты таможенных платежей лицо, совершающее данное преступление, имеет определенную цель - избежать уплаты таможенных платежей, обязанность по уплате которых возложена на него в силу закона. И к достижению этой цели лицо настойчиво стремиться, используя и применяя различные способы преступного поведения, от про с т ейших в виде недо с т авления товара в т аможню, до высокоорганизованных - с использованием различных схем, поддельных документов и т.п. О том, что лицо рассчитывает предотвратить преступные последствия (ущерб в виде непоступления в государственный бюджет таможенных платежей в крупном либо особо крупном размере), не может быть и речи. Имеет место не только предвидение преступных последствий в виде такого ущерба - именно на достижение, а не на предотвращение этих последствий и направлена вся преступная деятельность субъекта. Поэтому нельзя говорить о том, что при уклонении от уплаты таможенных платежей может иметь место легкомыслие. Тем более не может при совершении уклонения от уплаты таможенных платежей быть преступной небрежности, при которой «лицо не только не осознает общественную опасность своего поведения, поскольку не предвидит возможности наступления вредных последствий, но и не желает их наступления».117 Лицо и осознает, что его действия идут вразрез с требованиями закона, и прилагает все усилия к достижению преступного результата, то есть к тому, чтобы денежные средства в размере таможенных платежей, подлежащие уплате, остались в его пользовании, владении и распоряжении. Таким образом, при совершении данного преступления виновный осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность, неизбежность преступных последствий вследствие его действий и желает их наступление. Следовательно, неосторожность, не может иметь место при совершении данного преступления. 117 Иванов В.Д. Уголовное законодательство Российской Федерации. Том 1. Часть общая. Ростов-н/Д. С. 47. Совершается рассматриваемое преступление с прямым умыслом. Виновный осознает, что на него (либо на представляемую им организацию) возложена обязанность по уплате таможенных платежей, что он нарушает таможенное законодательство, уклоняясь каким-либо способом от уплаты таможенных платежей и тем самым не выполняет соответствующую обязанность, и что в результате его действий наступят преступные последствия - государству будет причинен ущерб в виде непоступления в бюджет таможенных платежей в крупном либо особо крупном размере. Общественная опасность такого невыполнения обязанности также ясна для виновного118. Анализ состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, показывает, что виновный, желая уклониться от уплаты таможенных платежей, одновременно осознает и размер причиняемого ущерба. Размер ущерба отличает преступное деяние от непреступного. При этом для достижения преступного результата лицо прилагает и определенные усилия. Именно к этому результату (определенная денежная сумма, которая должна остаться в его собственности или ведении и не поступить в доход государства) преступник стремится и надеется, что если ничему не помешает (а он постарается сделать все возможное для этого) то выгодный для него результат будет неизбежен - деньги, не поступив в бюджет государства, останутся у него. При уклонении от уплаты таможенных платежей умысел является заранее обдуманным. На протяжении определенного промежутка времени, предшествующего совершению преступления, лицо готовится к совершению преступлению, «строит» схему своего преступного поведения, иногда заранее какими-либо путями облегчает его совершение, а также сокрытие. В данном случае полагать, что умысел может быть внезапно возникшим, нет 118 См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. / Под ред. Б.В. Здравомыслова. Изд. 2-3, перераб. и доп. М., 1999. С. 226; Гаухман Л.Д., Максимов СВ. Преступления в сфере экономической деятельности. М, 1998. С. 47-48; Витвицкая С.С., Витвицкий А.А. никаких оснований, так как реализация такого умысла требует определенной предварительной деятельности. Умысел при уклонении от уплаты таможенных платежей может быть только определенным - лицо ставит перед собой конкретную задачу - уклониться от уплаты таможенных платежей определенным способом по определенному товару на определенную сумму. Преступник представляет те преступные последствия, которые наступят в результате его преступного поведения - (ущерб в виде непоступления таможенных платежей в определенной сумме), и именно на достижение таковых и направлено его деятельность. И именно за наступление таковых последствий преступник и будет нести уголовную ответственность. В практике уклонение от уплаты таможенных платежей с косвенным умыслом не встречается. «Безразличное отношение лица к наступлению вредных последствий может иметь место в тех случаях, когда виновный предвидит лишь вероятность наступления вредных последствий. Если же виновный предвидел неизбежность наступления вредных последствий, то налицо прямой умысел» Понятие предвидения объективной неизбежности наступления вредных последствий своего поведения не корреспондируется с понятием нежелания их наступления. Эти понятия несовместимы. Даже когда основная цель субъекта - не уклонение от уплаты таможенных платежей, а иная. Например, при ввозе (вывозе) товара через таможенную границу Российской Федерации лицом, у которого товаросопроводительных и товаротранспортных документов не имеется, в связи с чем провести таможенное оформление легальным путем невозможно. Единственный способ перемещения товара через таможенную границу - контрабандный (даже если у лица есть возможность заплатить таможенные платежи). Однако при контрабандном перемещении товара уплата таможенных платежей исключена, т.к. таковая производится только при декларировании товара, и при этом неизбежным становится уклонение от уплаты таможенных платежей. Таким образом, лицо осознает общественно опасный характер своего поведения, предвидит не только возможность наступления общественно опасных последствий (т.е. непоступление средств в определенном размере в бюджет), но и их неизбежность. Как указывает И.И. Кучеров «уклоняясь от уплаты налогов, налогоплательщик, прежде всего, стремится вывести из-под налогообложения, принадлежащие ему материальные ценности119. Для этого преступники пытаются ввести в заблуждение налоговые органы относительно имеющихся у них объектов налогообложения и их размеров посредством представления им ложной о них информации. И лишь после того, как обман состоялся, преступник получает возможность удержать сокрытые денежные средства или использовать их по своему назначению».120 Как и в случае с контрабандой, такие факультативные признаки субъективной стороны, как мотив, цель совершения преступления не влияют на квалификацию содеянного, однако мотив, и цель важны для правоприменителя, так как они, являясь элементами, характеризующими виновное лицо, и свидетельствуя о большей или меньшей степени опасности лица, совершившего преступление, несомненно, будут играть роль при назначении наказания. Хотелось бы признать неудачным исключение из особенной части соответствующего примечания. Поскольку оно стимулировало виновных оказывать содействие правоохранительным органам и возмещать причинённый ущерб. Поэтому, целесообразно восстановить примечание к ст. 194 УК РФ, сформулировав его следующим образом: «Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1, ч. 2 данной статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию преступления и до привлечения к уголовной ответственности уплатило налоги, сборы (обязательные 119 В рассматриваемом нами случае – товары перемещаемые через таможенную границу и подлежащие таможенному налогообложению. 120 Кучеров И.И. Особенности объекта и предмета преступлений в сфере налогообложения // Уголовное право. 1999. № 2. С. 47. таможенные платежи), а также полностью возместило ущерб, причинённый государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня)». Заключение Рассмотренные в работе проблемы однозначно указывают на то, что как среди ученых-правоведов, так и у практикующих юристов, на сегодняшний день не существует единого мнения, а уж тем более унифицированного п од ход а к в о п р о су к в а л ифи кац и и п р е с ту п л ен и й в сфе р е внешнеэкономической деятельности, предусмотренных ст. ст. 188 и 194 УК РФ. Существующее разнообразие подходов и мнений неизбежно влечет за собой неоднородную правоприменительную практику, которая зачастую влечет как нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц, так и интересов Государства. Предпринятые Конституционным и Верховным Судами в 2008 году меры по разъяснению ряда толкований положений ст. 188 и 194 УК РФ внесли существенную ясность в вопросы квалификации данных преступлений, однако не смгли пока снять все существующие проблемы и неясности. Оставлять и в дальнейшем решение данного вопроса исключительно на усмотрение правоприменителя видится необоснованным и противоречащим основам уголовного законодательства, совершенствование и конкретизация которого назрела и требует воплощения в жизнь в ближайшее время.

Страницы:
1 2 3 4 5 6

Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
© Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве, 2002-2024
Руководитель проекта www.AdvokatiMoskvi.ru - адвокат по уголовным делам Расулов Владимир Бейбутович.
услуги адвоката по уголовным делам, защита по уголовным делам, правовая помощь по уголовным делам
© RG