Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве

Адвокат по уголовным делам

Московской коллегии адвокатов «ИнКонсАлт»
Расулов Владимир Бейбутович

Услуги адвоката по уголовным делам в Москве, России, за границей

стаж 30 лет конфиденциально Москва, срочно, круглосуточно 24 часа
Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве

Контрабанда

Страницы:
1 2 3 4 5 6

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию Российской Федерации товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории Российской Федерации. При вывозе товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ (п. 9 ст. 11 ТК РФ): 1) с момента подачи таможенной декларации, или иных документов дающих подтверждающих намерение лица вывезти товар; 2) с момента входа (въезда) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля; 3) с момента въезда автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации; 4) с момента сдачи транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации; 5) с момента совершения лицом действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест. В теории уголовного права также нет однозначного мнения о моменте окончания преступления с формальным составом, каковым является контрабанда. В данном случае необходимо помнить, что оценка общественной опасности преступления происходит и по объективным и по субъективным характеристикам, которые гармонично дополняют друг друга. При этом, когда недостаточно объективных признаков, подтверждающих субъективное отношение лица к совершаемому деянию, мы с той же необходимостью учитываем субъективное отношение, которое нам описывает в своих показаниях "обвиняемый", понимая, что доверять им полностью нельзя. Чтобы правильно ответить на вопрос, возможно ли покушение на то или иное преступление, нужно в каждом конкретном случае выяснить, могло ли лицо, начав непосредственное посягательство на охраняемый объект, прервать его, не доводя преступление до окончания? При положительном ответе покушение возможно, при отрицательном - нет. Проводя анализ различных вариантов незаконного перемещения товаров и иных предметов можно отметить следующее: подача декларации или совершение виновным иных действий, непосредственно направленных на реализацию намерения вывезти товары, фактически есть не что иное, как покушение на пересечение в целях контрабанды таможенной границы. Однако представляется, что подача декларации, как физический акт может рассматриваться как растянутый во времени процесс, так как с момента непосредственной подачи лицом декларации сотруднику таможни до принятия последним решения на пропуск через таможенную границу путем оформления соответствующих документов, постановки печати (штампа) в декларацию и т.д. проходит определенное время, в течении которого преступление может быть пресечено работниками таможенной службы. Если при этом документы (декларация) окончательно не оформлены, то есть решение на пропуск через таможенную границу еще не принято, по обстоятельствам, не зависящим от лица, перемещающего товары и иные предметы, то в таком случае преступление не может считаться оконченным. Данное положение также применимо и к другим случаям, когда фактическое незаконное перемещение контрабандных предметов через таможенную границу не состоялось по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося эти предметы переместить. Следовательно, контрабанда относится к тем составам преступлений, в отношении которых возможно покушение. Несмотря на тесную связь контрабанды с уклонением от уплаты т аможенных пл ат ежей, э ти с о с т а вы пр е с туплений имеют самостоятельное значение, существенно отличаются между собой по объекту, предмету, объективной и субъективной стороне, не поглощают друг друга и поэтому их совершение и квалификация, возможна как в идеальной, так и в реальной совокупности. Очевидно, что трудности разграничения контрабанды и «уклонения», с одной стороны, порождают неправильное применение уголовного закона в силу неверного понимания органами следствия и суда границ разделения смежных составов. С другой стороны, они являются криминогенным условием должностных злоупотреблений при расследовании соответствующих дел, повышают коррупционную опасность. В результате этого адекватность уголовно-правовой оценки преступного деяния получает недопустимо высокую зависимость как от криминогенных факторов, так и от обстоятельств, связанных с добросовестным заблуждением правоохранительных органов при толковании уголовного закона. Такое положение вещей в целом оказывает крайне негативное влияние на деятельность государства в борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела. В этой связи изучение проблем разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, а также выработка конкретных позитивных предложений в данной области видятся весьма актуальными. Глава 2. Объект и предмет контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей. В УК РФ ст.ст. 188, 194 отнесены в раздел VIII «Преступления в сфере экономики», в главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». Родовым объектом экономических преступлений является сложный составной комплекс общественных отношений в области нормального функционирования экономической системы государства, базирующейся на сложившихся формах государственной, общественной и частной собственности, экономических связях хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц), ресурсов и результатов хозяйственной деятельности. Комплекс экономических отношений в Особенной части УК РФ разделен законодателем на преступления против собственности (куда входят такие преступления как кража, грабеж, мошенничество, и др.), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, и собственно преступления в сфере экономической деятельности. Именно в эту главу и включена группа таможенных преступлений (куда входят контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте), наряду с такими группами, как налоговые преступления (ст. 198 УК РФ (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды), ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации)), преступления в области предпринимательской деятельности, преступления в кредитно-денежной системе, преступления в сфере торговли и обслуживания населения и др. Такое разделение преступлений в сфере экономической деятельности является довольно условным, так как данные преступления тесно связаны между собой. Так, очень часто контрабанда совершается с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, но, в свою очередь, таможенные платежи, являющиеся предметом совершения преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, являются разновидностью налогов22, что позволяет отнести и рассматриваемый состав в группу налоговых преступлений, вместе со ст.ст. 198, 199 УК РФ. 22 Ст. 13 «Федеральные налоги и сборы» главы 2 «Система налогов и сборов в Российской Федерации» части первой Налогового кодекса РФ установила, что к федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров, и в их числе таможенная пошлина и таможенные сборы. 2.1. Контрабанда Анализ объекта, а также предмета совершенного преступления помогает правильно произвести квалификацию общественно опасного деяния, запрещенного под угрозой наказания уголовным законом, и дать полную характеристику определенного состава преступления, в данном случае - контрабанды, т.е. преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 188 УК РФ. Следует заметить, что значение объекта преступления проявляется не только при выборе из множества статей непосредственно той, по которой будет квалифицироваться деяние, но и при оценке иных признаков состава преступления. Например, умысел по общему правилу должен быть направлен на нарушение общественных отношений, включенных в указанные объекты, причем, контрабандист посягает на данные общественные отношения способом, описанным в ст. 188 УК РФ. Вместе с тем, в практике, при квалификации "контрабандных преступлений" часто определяют субъективную сторону преступления (вину) исходя из "правдивых" показаний контрабандиста и объективных характеристик его поведения, не выясняя (не оценивая) степень осознания, предвидения и желания посягнуть на рассматриваемые объекты посягательства. При этом значительное место в юридической практике (при привлечении к ответственности по ст. 188 УК РФ) продолжает занимать объективное вменение, которое нарушает принципы Конституции РФ и Уголовного кодекса РФ. Законодатель вполне определенно установил качественные параметры объекта контрабанды, поместив статью 188 в гл. 22 УК РФ «Преступления, в сфере экономической деятельности». Этот концептуальный подход предопределил научную трактовку содержания объекта данного преступления. Анализируя экономические преступления, Б.В. Волженкин указывает: «Видовой объект этих преступлений может быть определен как охраняемая государством система общественных отношений, складывающаяся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики. Иначе говоря , т а ким объе ктом я вля е т с я порядок о суще с твления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг»23. Этот взгляд разделяют И.И. Кучеров24, Л.Д. Гаухман и С.В. Максимов25, А.М. Медведев26, С.Ф. Мазур27, А.А. Аслаханов28 и ряд других авторов. Несколько отклоняется от традиционного доктринального толкования А . А . Г р а в и н а , с в я з ы в а ю щ а я о б ъ е к т к о н т р а б а н д ы с внешнеэкономической деятельностью и экономической безопасностью России29 . Последнее суждение представляется более точно отражающим сущность современной политики государства в области обеспечения национальной и экономической безопасности, поскольку Доктрина национальной безопасности оперирует именно этими терминами. Нельзя не отметить, что значительные расхождения представлены в науке относительно понимания непосредственного объекта контрабанды. Н.А. Лопашенко определяет его как общественные отношения, основанные на принципе запрета добропорядочности субъектов экономической 23 Волженкин Б.В. Экономические преступления. — СПб, 1999. С. 53—54. 24 Кучеров И.И. Налоговые преступления. — М., 1997. С. 57. 25 Гаухман Л.Д., Максимов СВ. Преступления в сфере экономической деятельности. — М., 1998. С. 16—17. 26 Медведев A.M. Экономические преступления: понятие и система // Советское государство и право. — 1992. № 1. С. 81. 27 Мазур С.Ф. Уголовно-правовая охрана экономической деятельности. — М., 1998. С. 28. 28 Аслаханов А.А. Понятие экономической преступности и некоторые направления борьбы с ней // Особенности развития уголовной политики в современных условиях. Труды Академии МВД Российской Федерации. — М., 1996. С. 114. 29 Гравина А.А. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела // Право и экономика. — 1995. № 5—6. — С.68. деятельности30, а также как принцип запрета заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности31; И.В. Шишко — как отношения в сфере внешнеэкономической деятельности32. По мнению А.А. Гравиной, непосредственным объектом контрабанды является таможенное дело33 . А.А. Аслаханов полагает, что непосредственным объектом контрабанды выступает сфера обмена материальными ценностями34 . Большая группа ученых (Н.Н. Афанасьев, В.П. Верин, С.Ю. Иванова и др.) полагают, что по признакам непосредственного объекта контрабанда относится к группе преступлений, посягающих на нормальную таможенную деятельность (или таможенное дело)35. При решении определения непосредственного объекта контрабанды, опираясь на соображения о противоправности контрабанды – деяния запрещенного уголовным законом сформулировать непосредственный 30 Лопашенко НА. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система. Проблемы квалификации и наказания. — Саратов, 1997. — С. 42—43. 31 Лопашенко НА. Преступления в сфере экономической деятельности. — Ростов-на-Дону, 1999. — С. 217. 32 Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. — Красноярск, 1998. — С. 6. 33 Гравина А.А. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела // Право и экономика. — 1995. — № 5-6. С. 68. 34 Аслаханов А.А. Проблемы борьбы с преступностью в сфере экономики (криминологический и уголовно-правовой аспекты). Автореф. дисс. …доктора юридических наук. — М., 1997. — С. 27—28. 35 См. например: Афанасьев Н.Н. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право. Особенная часть / под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. — М., 1998. — С. 290-291; Российское таможенное право / под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1997. С.183; Ответственность за нарушения таможенных правил / под ред. А.Н. Козырина. М., 1999. — С. 29; Витвицкая С.С., Витвицкий А.А. Преступления в сфере экономической деятельности (уголовно-правовой аспект). — Ростов-на-Дону, 1998. — С. 13; Верин В.П. Преступления в сфере экономики. — М., 1999. — С. 20; Иванова СЮ. Уголовно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов России. Автореф. дисс. ... кандидата юридических наук. — Ульяновск, 1999. — С. 1; Леонтьев Б.М. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право российской Федерации. Особенная часть / под ред. Г.Н. Борэенкова, B.C. Комиссарова. — М., 1997. — С. 247-248 и др. объект контрабанды можно как, законодательно установленный порядок перемещения товаров или иных предметов через государственную (таможенную границу) с нарушением общественных отношений возникающих между государственными органами власти и управления — с одной стороны, юридическими лицами, а также физическими лицами — с другой стороны, в процессе перемещения грузов через таможенную границу. В ст. 1 разд. I Таможенного кодекса РФ 1993 г. также говорилось, что таможенное дело в Российской Федерации составляют "...таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств...", ст. 230 указывала, что "...нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на ... порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации". Это же обстоятельство подтверждено и п. 1 ст. 3 Таможенного кодекса РФ 2003 г., в котором констатируется, что "...таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и; транспортных средств через таможенную границу...". Кроме того, применительно к объекту преступления, принято анализировать предмет посягательства, воздействие (взаимодействие) на который придает деянию необходимую и достаточную степень общественной опасности. Являясь обязательным признаком контрабанды, предмет имеет определенную специфику, которая отражается, в частности, на разграничении частей нормы ст. 188 УК РФ, в связи с чем, анализ предмета является принципиально важным. Контрабанда относится к формальным правонарушениям, но характерной особенностью этого преступления является наличие в большинстве случаев материального предмет а, на который непосредственно направлены действия виновного, посредством которых он посягает на общественные отношения, составляющие сущность объекта этого преступления. В соответствии с содержанием диспозиций ст. 188 УК РФ 1996 г., «пр едметом контр а б анды» д олжны призна ват ь с я любые мат ериа лизованные продукты челов ече с кой де я т ельно с ти, удовлетворяющие физические, культурные, нравственные и другие потребности личности и общества, незаконно перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, именуемые в названной норме "товары" и "иные предметы", которые подразделяются на две группы. 1) Предметом контрабанды по ч. 1 ст. 188 УК РФ являются любые предметы имеющие стоимость (в крупном размере), независимо от природы происхождения, места производства (отечественные или иностранные), за исключением указанных в ч. 2 ст. 188 УК. Одним из признаков предмета преступления уголовно-наказуемой контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, является его крупный размер. Согласно примечанию к статье 169 УК РФ под крупным размером понимается стоимость перемещаемых предметов, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей. 2) Предметом контрабанды, ответственность за которую предусмотрена ч. 2 ст. 188 УК могут быть материальные объекты полностью или частично изъятые из гражданского оборота. К ним относятся: - наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые и радиоактивные вещества, радиационные источники и ядерные материалы; - огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение и иная военная техника; - материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации; - стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. Понятие товаров, являющихся предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, не раскрыто в уголовном законе. Однако необходимо учитывать, что указанная норма носит бланкетный характер и следовательно необходимо обратиться к Таможенному кодексу с целью раскрытия понятия товаров, как предмета контрабанды. Под товарами, согласно п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых в международных платных перевозках лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатных запасных частей, принадлежностей и оборудования, содержащихся в их штатных баках горюче-смазочных материалов и топлива, если они перевозятся вместе с данными транспортными средствами. Здесь следует отметить, что в редакции Таможенного кодекса 1993г. товары рассматривались только как движимое имущество. В связи с этим на практике возникали вопросы в отношении предметов контрабанды, отнесенных законом к недвижимому имуществу, например при перемещении через таможенную границу морских и воздушных судов, не используемых для международных перевозок пассажиров и грузов. Указанное недвижимое имущество нельзя было рассматривать ни как товар, ни как транспортные средства. Однако данное обстоятельство, конечно, не означало, что транспортные средства, отнесенные законом к недвижимому имуществу, не могли рассматриваться как предмет контрабанды. Понятие движимого имущества также раскрывается в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, где под ним понимаются вещи, включая деньги и ценные бумаги, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, если законом не установлено иное. Общее понятие недвижимого имущества уместным будет раскрыть посредством рассмотрения некоторых отдельных категорий товаров, входящих в его содержательную структуру. ??Валюта Российской Федерации. Ва лют у Ро с с и й с ко й Фед е р а ц и и , с о гл а с н о п . 1 с т. 1 Федерального Закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", составляют: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах; ??Иностранная валюта, которую составляют: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах; В дополнение и подтверждение выше сказанного п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» уточнил, что исходя из положений части 1 статьи 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предметом контрабанды, наряду с другим имуществом, является наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме. ??любые транспортные средства, если они официально не используются в момент их перемещения через таможенную границу РФ для перевозки товаров и пассажиров, а явились предметом купли-продажи или иной сделки и перемещаются через таможенную границу в качестве товара. ?ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, а также лома таких изделий; сырье, не относящееся к категории стратегически важного товара, в отношении которого установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ; ?холодное оружие, не являющееся боевым; ?пневматическое, метательное (не боевое) и газовое оружие; ?дикие и домашние животные; ?предметы искусства; ?книги, журналы, фотоальбомы; ?иные предметы, за исключением указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ. Предметом преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (подпункты 1 - 3 пункта 1 статьи 11) и Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (пункт 26 статьи 2), включая транспортные средства, отнесенные статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец).36 Важнейшим признаком, характеризующим предмет преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, является крупный размер незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров и иных ценностей. Его характерной особенностью является то обстоятельство, что подобное перемещение только в крупных размерах является основанием для возбуждения уголовного дела и привлечения виновного к уголовной ответственности. Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" Примечание к ст. 188 УК было отменено. Теперь согласно этому закону крупный размер исчисляется, исходя из содержания Примечания к ст. 169 УК РФ, в которой он установлен в сумме свыше двухсот пятидесяти тысяч рублей для всех преступлений, входящих в гл. 22, в том числе и для контрабанды, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 174, 1741, 178, 185, 1851, 193, 194, 198, 199, 1991, в которых крупный размер (ущерб) указан в иных суммах. Если в процессе предварительного и судебного следствия будет установлено, что стоимость контрабандных товаров, находящихся в свободном гражданском торговом обороте составляет двести пятьдесят тысяч рублей или менее этой суммы, ответственность в таких случаях должна наступать за нарушение таможенных правил в административном порядке по ст. 16.1 или 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г. (КоАП РФ). 36 См.: п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» Здесь необходимо заострить внимание на таком предмете контрабанды, как валюта. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 2008 года № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде». При разрешении вопроса о виновности лица в контрабанде валюты и валютных ценностей судам следует иметь в виду, что Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" определяется сумма наличной иностранной валюты, в пределах которой единовременно ввозимая на территорию Российской Федерации или вывозимая из Российской Федерации иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. В случае декларирования лицом части единовременно ввозимой или вывозимой иностранной валюты предметом контрабанды будет являться недекларированная часть иностранной валюты. По данному вопросу Конституционным Судом Российской Федерации было рассмотрено в открытом заседании дело о проверке конституционности положения части первой статьи 188 УК Российской Федерации. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки М.А. Асламазян. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение. В ходе рассмотрения материалов дела Суд установил: 1. Согласно части первой статьи 188 "Контрабанда" УК Российской Федерации контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. На основании названной нормы 31 января 2007 года дознавателем отдела дознания Шереметьевской таможни в отношении заявительницы по настоящему делу - гражданки М.А. Асламазян было возбуждено уголовное дело по факту перемещения ею через таможенную границу при въезде 21 января 2007 года в Российскую Федерацию незадекларированной валюты в сумме 9550 евро и 5130 рублей, равной в эквиваленте 328 685 рублям по официальному курсу, установленному на этот день Центральным банком Российской Федерации. Жалобы адвоката, поданные в интересах М.А. Асламазян в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Головинский районный суд города Москвы, о необоснованности возбуждения уголовного дела и об отмене соответствующего постановления оставлены без удовлетворения. Из правоприменительных решений по делу следует, что при установлении такого признака деяния, предусмотренного частью первой статьи 188 УК Российской Федерации, как крупный размер, определяемый в соответствии с примечанием к статье 169 данного Кодекса как сумма, превышающая 1 500 000 рублей, из всей суммы ввезенной М.А. Асламазян наличной валюты не вычиталась та ее часть, которая законодательством о валютном регулировании и валютном контроле разрешена к ввозу без подачи письменной таможенной декларации. По мнению заявительницы, часть первая статьи 188 УК Российской Федерации нарушает закрепленные в статьях 17 (часть 1) и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантии конституционных прав граждан, в том числе равенство всех перед законом и судом, а также противоречит провозглашенному в Конвенции о защите прав человека и основных свобод принципу правовой определенности, поскольку лишает гражданина возможности в разумных пределах предвидеть негативные последствия своего поведения, наступающие при нарушении порядка перемещения через таможенную границу Российской Федерации такого специфического предмета, как иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации. Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу является нормативное положение части первой статьи 188 УК Российской Федерации, как позволяющее - во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного Кодекса - при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 1 500 000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которая законом разрешена для ввоза в Российскую Федерацию без декларирования таможенному органу. По существу рассматриваемого вопроса Конституционный Суд Российской Федерации постановил: 1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 19 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), нормативное положение части первой статьи 188 УК Российской Федерации в той мере, в какой оно позволяет - во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного Кодекса - при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 1 500 000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования. 2. Нормативное положение части первой статьи 188 УК Российской Федерации - в той мере, в какой настоящим Постановлением оно признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, - утрачивает силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру в соответствии со статьей 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации. 3. Дело гражданки М.А. Асламазян, в котором применено нормативное положение части первой статьи 188 УК Российской Федерации, признанное настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации, во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в соответствии со статьей 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации и частью второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".37 Стоимость товаров и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, определяется в порядке, предусмотренным Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе»; Порядком определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 500. В соответствии с указанными нормативными актами таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации. При этом, порядок и условия заявления таможенной стоимости товаров, а также форма декларации устанавливаются ГТК России в соответствии с действующим законодательством. Таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения стоимости, установленным Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе». Следует заметить, что контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным 37 См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян. органом Российской Федерации, производящим таможенное оформление товара. Важным условием таможенного оформления является то, что заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количе ственно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной с т о имо с т и , л и б о п р и н а л и ч и и о с н о в а н и й п о л а г а т ь , ч т о представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган Российской Федерации может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости на основании имеющихся у него сведений с корректировкой, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе». При этом, определение таможенной стоимости товаров производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода. Определяя размер контрабанды, следует исходить из регулируемых государством цен на товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, или же биржевые цены на сырьевые группы товаров. В случае отсутствия таких цен - из фактической (рыночной) стоимости товаров на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене товара его стоимость может быть установлена на основании заключения экспертов. Дать полный перечень товаров или других ценностей, которые могут быть предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, невозможно, так как он непрерывно меняется в зависимости от конъюнктуры, сложившейся на внутреннем и внешнем рынках. Важно знать и помнить одно, что в этот перечень не должны входить предметы, перечисленные в ч. 2 ст. 188 УК РФ и включенные в специальные перечни и списки, за перемещением которых через таможенную границу Российской Федерации установлен особый либо специальный контроль. Что же касается материальных объектов предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК Российской Федерации 1996 г., входящих в понятие "предмет контрабанды", то их круг строго ограничен и их исчерпывающий перечень составляют: - наркотические средства; - психотропные вещества; - сильнодействующие вещества; - ядовитые вещества; - отравляющие вещества; - взрывчатые вещества; - радиоактивные вещества; - радиационные источники; - ядерные материалы; - огнестрельное оружие; - взрывные устройства; - боеприпасы; - оружие массового поражения, средства его доставки; - иные вооружение и военная техника; - материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации; - стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации; - культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. они могут быть разделены на 5 видов: 1) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы; 2) огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника; 3) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; 4) стратегически важные сырьевые товары; 5) культурные ценности. Причем в отношении всех пяти видов материальных объектов второй группы установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. По общему правилу, количество любого из названных в ч. 2 ст. 188 УК РФ предметов (веществ), определяющей роли не играет. Но в некоторых случаях ничтожно малые масштабы незаконно перемещаемого может свидетельствовать о малозначительности деяния, что согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ означает отсутствие состава преступления. Однако Размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в части 2 статьи 188 УК РФ, не является обязательным признаком этого состава преступления. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 188 УК РФ, судам необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных товаров или иных предметов к перечисленным в этой статье предметам контрабанды. При этом необходимо учитывать положения правовых актов, определяющих перечни средств, веществ, предметов, перемещение которых через таможенную границу находится под государственным контролем (например, Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекс а Ро ссийской Федерации, а т акже крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации"). Поскольку для отнесения предметов контрабанды к наркотическим средствам, психотропным веществам, их аналогам, сильнодействующим, ядовитым, отравляющим, взрывчатым, радиоактивным веществам, а также для определения вида указанных средств и веществ требуются специальные познания, суды при рассмотрении дел данной категории должны располагать соответствующими экспертными заключениями. Если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами, оружием массового поражения, средствами его доставки, иным вооружением, требуются специальные познания, то по делу также необходимо проведение экспертизы. 38 Исходя из положений части 2 статьи 188 УК РФ под стратегически важными сырьевыми товарами понимаются товары, ввоз (вывоз) которых на территорию Российской Федерации регулируется государством в соответствии с перечнями, установленными федеральными законами или иными нормативными правовыми актами. В связи с этим судам следует иметь в виду, что в настоящее время специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации стратегически важных сырьевых товаров, равно как и их перечни, законодательством не предусмотрены. С учетом этого 38 См.: п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде». контрабанда любых товаров или иных предметов, за исключением указанных в части 2 статьи 188 УК РФ наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, культурных ценностей, должна квалифицироваться по части 1 статьи 188 УК РФ при условии отсутствия иных признаков, предусмотренных частью третьей или частью четвертой этой статьи.39 Культурными ценностями, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, являются движимые предметы художе ственного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации, указанные в Законе Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации, перечень которых установлен статьей девятой этого Закона. При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу Российской Федерации является свидетельство, выданное на основании решения федерального органа, который уполномочен осуществлять государственный контроль за ввозом и вывозом (в том числе временным) культурных ценностей. 39 См.: п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде». Вопрос о принадлежности товаров или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, к категории культурных ценностей должен разрешаться судом с учетом заключения экспертов и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей. Суду также следует принимать во внимание, что заявленные к вывозу, временному вывозу, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе, которая должна проводиться специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иными специалистами, уполномоченными на осуществление этой деятельности в соответствии с Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей.40 По смыслу статьи 5 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" допускается временный вывоз культурных ценностей, то есть перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации указанных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, с обязательством их обратного ввоза в установленный срок. Неисполнение обязанности возвратить на территорию Российской Федерации культурные ценности, составляющие художественное, историческое и археологическое достояние народов Российской Федерации и зарубежных стран, которые были временно на законном основании вывезены за ее пределы, образует состав преступления, предусмотренный статьей 190 УК РФ. При этом в отличие от контрабанды вывоз культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации 40 См.: п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде». осуществляется в установленном федеральным законодательством порядке.41

Страницы:
1 2 3 4 5 6

Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
© Адвокат по уголовным делам Расулов Владимир. Услуги адвоката по уголовным делам в Москве, 2002-2024
Руководитель проекта www.AdvokatiMoskvi.ru - адвокат по уголовным делам Расулов Владимир Бейбутович.
услуги адвоката по уголовным делам, защита по уголовным делам, правовая помощь по уголовным делам
© RG